Герой данной статьи – местный пчеловод Игорь Александрович Саботаж, который занимается пасечным ремеслом уже не один десяток лет. Это сейчас у нашего земляка Игоря своя пасека в наших предгорных просторах и около 60 пчелиных семей, а начиналось все в далекой юности, когда молодой парень помогал своему дяде-пасечнику.
Этот действительно полезный и вкусный продукт любят многие. Однако не все представляют, как добывается популярное лакомство. Еще меньше знают, как отличить медовый продукт от настоящего меда.
Обо всем этом мы расспросили специалиста, занимающегося пчеловодством десятилетиями.
Как всё начиналось?
‒ Еще в юном возрасте я нередко проводил лето у дяди в окресностях города Джамбула. У него была своя пасека в 50 пчелосемей, поэтому он регулярно привлекал меня к тем или иным посильным работам, связанным с пчелами. Например, я часто помогал ему отыскивать маток среди пчел. Если находил, тут же получал сладкое вознаграждение. С тех пор быстро нахожу даже не меченых маток в крупных семьях. Чуть повзрослев, я стал помогать ему с откачкой меда. А годам к 35 у меня появились свои первые пчелиные семьи, которые подарил мне дядя, ‒ вспоминает наш собеседник.
Сейчас ему активно помогает старшая дочь Александра. Так продолжается семейная традиция.
По наблюдениям Игоря Александровича, чаще всего в пасечное ремесло приходят те, у кого кто-то из близких уже занимался этим непростым делом. Таким образом, в сферу редко вливаются «случайные» люди. Зато есть другая проблема: низкий приток свежих, молодых сил. При этом пчеловодство, как род занятий, вполне может быть и прибыльным, и перспективным. Только пойди объясни это современным подросткам, зачастую больше ориентированным на поиск быстрых и более легких способов заработка, чем ежедневный кропотливый труд.
Чтоб заниматься пчеловодством профессионально, он недавно окончил краткосрочные курсы в Кордайском курсе подготовки пчеловодов, где получил диплом пчеловода-матковода.
– Нынешнее пчеловодство мало чем отличалось от советского. Те же технологии, те же принципы. А сейчас, если использовать современные технологии и материалы, можно обойтись без лишних трудозатрат и временных потерь, увеличив производительность, ‒ поясняет опытный пасечник.
Причем в последнее время появилось много пчеловодов-сезонников. Они весной покупают готовый пчелопакет с инвентарем, а осенью весь мед без остатка откачивают, так что насекомые фактически обречены на голодную смерть. На следующий год цикл повторяется.
Расчет понятен: такие люди нацелены на максимальное извлечение прибыли, при этом, чтобы пчелиная семья нормально перезимовала, ей нужно оставить на пропитание до 30 процентов меда. При стоимости покупного пчелопакета в 25-30 тысяч тенге выгоднее купить новый. Но это ‒ варварский подход. Когда занимаешься пчеловодством основательно, мудрее беречь свои семьи, так они годами будут верой и правдой трудиться для тебя. Например, в моем хозяйстве насчитывают 60 семей, попробуй их изведи! А потом за счет покупных трудно собрать производительный, чистый, рабочий племенной материал, чтобы работали в плюс. На это уйдет не один год, ‒ рассказывает пчеловод.
Пчёлы как люди
Пчелы, на его взгляд, во многом похожи на людей. В частности, сильные семьи вполне могут напасть и ограбить тех, что слабее. Поэтому, выбирая место стоянки, нужно тщательно проверить округу, дабы на маршруте перелета пчел до растений-медоносов случайно не затесался чужой точок-пасека. Если такое произойдет, существуют два варианта развития событий: либо пчелы «выгрузят» собранный нектар у «соседей», стоящих на перелете, либо в ходе откачки будет допущено воровство, и более сильные семьи разграбят более слабые. Разумеется, ни того, ни другого допускать не следует.
Еще один показательный момент ‒ жизнь трутней. Да, они какое-то время наслаждаются жизнью и питаются за счет своей пчелиной семьи. Однако накануне зимы пчелиное общество их изгоняет, потому что лишний потребитель ресурсов в суровую зиму никому не нужен.
Пчелы, по его словам, имеют свой характер, к которому человек вынужден приспосабливаться. Когда пчеловод хорошо знает своих пчел, он может работать на пасеке буквально в одних шортах: если пасечник ведет себя адекватно, никто его не тронет. Но чужаку лучше не подходить близко к улью без защитной одежды.
Чтобы не стать жертвой недобросовестного дельца, Игорь советует использовать при покупке несколько критериев определения качества меда. Если зимой мед жидкий, это должно насторожить, так как настоящий мед чем дольше хранится, тем сильнее густеет, то есть кристаллизуется.
Попробуйте мед на вкус, не запивая. Подделка будет просто сладкой, настоящий мед имеет терпкое послевкусие и слегка пощипывает рецепторы. Карамельный привкус тоже должен насторожить, значит, мед подвергался температурной обработке.
Вот тут и завязалась очень живая беседа с опытным пчеловодом.
– Игорь, расскажите, почему вас заинтересовало пчеловодство? Когда вы начали заниматься им?
– С юности, если быть точнее – с 1990-х годов, когда я помогал своему дяде на пасеке. В то время я еще не понимал, что пчеловодство может быть очень полезным не только для людей, но и для окружающей среды. Мне просто нравилось работать на воздухе, учиться обращаться с пчелами – а для этого нужно знать их законы, технологии получения целебного продукта.
С возрастом я начал понимать, что пчеловодство – экологически полезное дело, и, помимо этого, рентабельное. Во-первых, пчелы опыляют поля, тем самым увеличивая урожай вдвое. Во-вторых, в пчеловодстве нет никаких отходов, и все продукты обладают целебными свойствами.
Об этом я расскажу отдельно, добавлю только, что это не только мед, но и воск, прополис, маточное молочко, пыльца, перьга. В 35 лет у меня было десять пчелосемей, которых мне подарил дядя, и твердо решил, что буду развивать пчеловодство.
– Где находится ваша пасека?
– У нас кочевая пасека, в основном стоим в горах Аксу-Жабагылы. Пчелы облюбовали это местечко, так как в нем очень богатая медоносная база, есть множество растений, с которых пчёлки собирают нектар – донник, эспарцет, шалфей, гречиха, разнотравие, акация и многие другие.
– Можете вкратце рассказать, в чем заключается работа пчеловодов?
– Работа на пасека нелегкая, летом качаем мёд и одновременно расширяем пасеку, зимой пчеловодам нужно сколотить новые улья, рамки. Мои первые улья, приобретенные в 1993 году, были по системе Дадан. В 2000 году число пчелосемей уже было 60. В первый год я получил 200-300 кг товарного мёда, в 2010-м, с расширением пасеки, пчёлы дали уже 1500 кг мёда.
Сейчас многие пчеловоды преклонного возраста работают по старым технологиям, по системе Дадан.Однако всё мировое пчеловодство работает по системе Рута.
– В чем отличие этих систем?
– Разница в рамках. Дадановские – толстостенные, с рамкой 435×300 мм, рутовские – тонкостенные, 435×230 мм. В Казахстане в основном все пчеловоды работают по Дадановской системе, в то в ремя как за рубежом – в Канаде, в США – используют рутовские улья.
Для промышленного пчеловождения подходят оба, но рутовские ускоряют процесс работы – один человек может обслуживать за тоже время большее количество пчелосемей. В ульях по системе Рута снизу расположено гнездо для пчел, где матка откладывает потомство (до 2500-3000 яиц в сутки). Сверху идут медовые корпуса. Мед, полученный в рутовский ульях, намного качественнее, так как туда не попадают лекарственные вещества.
– Сколько килограмм меда дает в среднем один улей?
– Это зависит от медоносной базы, от погодных условий, от работы самого пчеловода. На моей пасеке один улей в среднем даёт от 35 до 50 кг мёда.
– Нуждается ли только что полученный мед в обработке, или после откачки это уже готовый продукт? Если нужна обработка, то какая?
– После откачки мед не нуждается в какой-либо обработке, это уже готовый, экологически чистый продукт, который можно подавать на стол. Главное, откачивать зрелый мёд!
– Давайте вернемся к вопросу о том, чем еще полезны продукты пчеловодства, помимо меда?
– О полезных свойствах меда можно говорить бесконечно. Он обладает антибактериальными и антивирусными свойствами, поэтому рекомендуется к использованию при болезнях.
В профилактических целях рекомендуется употреблять 100-150 грамм мёда ежедневно. Следующий продукт – прополис, он входит в состав всех мазей и кремов. Также пчелы служат опылителями сельскохозяйственных культур, что повышает их урожайность на 70-80%, а некоторых растений и в 2-3 раза. Это очень положительно сказывается на экономике всего государства.
Также хочу еще раз подчеркнуть, что у пчеловодства нет никаких отходов, даже мёртвые пчелы (подмор) используются в фармацевтике для изготовления настоек, отваров, мазей, вытяжек. Еще пчёл используют в апитерапии (пчелоужаливании) – эта процедура очень популярна в мире, и даже используется в некоторых казахстанских военных госпиталях.
– Что вы посоветовали бы начинающим пчеловодам?
– Сначала следует узнать о биологии и жизнедеятельности медоносных насекомых как можно больше. Для начинающих пчеловодов будет не лишним ознакомиться с методами работы на пасеке.
У каждого роя свой уклад и свои законы. Рой называют пчелиной семьей. В каждом таком рое есть матка, и она является единственной. Ее цель – откладывание яиц для воспроизведения будущего потомства. Матка откладывает яйца в сотах в среднем до 1500 в сутки. Она выполняет кладку от времени пробуждения до начала заморозков. Есть особая группа обитателей улья, которая сопровождает матку в течение ее жизни. Эти насекомые заботятся о пище и убирают за ней.
Для воспроизводства потомства с матерью всех обитателей улья спариваются так называемые трутни. Они не выполняют другой работы, кроме этой, и для самого процесса сбора бесполезны. В том случае, когда матка оплодотворена, трутни больше не нужны, и рабочие особи изгоняют их. В естественных условиях они не способны выжить и быстро погибают.
Что касается рабочих особей, то у них тоже есть своя классификация и строгая иерархия. Их принято разделять на две группы: летные и ульевые.
Летная группа вылетает за пределы ее дома и собирает нектар, пыльцу и воду. Ульевая же – трудится в улье. Во время цикла жизни одного медоносного насекомого может происходить частый обмен обязанностями. Так, ульевые особи могут становиться летными и наоборот. Трудовая деятельность не зависит от возраста. Молодые и более зрелы особи выполняют обязанности наравне.
– Какой инвентарь нужен пчеловоду?
– Для непосредственного обслуживания ульев и контакта с его обитателями понадобятся, в первую очередь, качественная экипировка. Без специальной одежды любая затея может плохо закончиться: эти насекомые будут очень настойчиво защищать свою семью. В базовый комплект входят: комбинезон, нарукавники из очень плотного материала, широкий головной убор с антикомариной сеткой, перчатки.
Одежда должна быть такого пошива, чтобы жало не пробивало ее при укусе. Особое внимание следует уделить защите волосистой части головы и лица. Укусы в эти места особо болезненны. Цвет материала должен быть светлым, а лучше белым. К этой группе можно отнести и такое приспособление как дымовушка или дымовик. Он нужен для усыпления пчел и их выдворения. В сам дымовик укладываются ветви и поджигаются. Поток дыма направляют на насекомых, которые после этого покидают улей.
– Что вы сказали бы о самих пчелах?
– Они очень умные, трудолюбивые. Когда становится слишком жарко, они начинают вентиляцию для регулирования гнездовой температуры. Чтобы найти цветы, они могут пролететь до 10 000 метров. А свой дом они находят по ориентации.
Фото Сабита КУЗЕМБАЕВА
Абылайхан САРСЕН,
«Новая жизнь»