Basty bet

В ногу со временем

медработники осваивают новые медико-социальные технологии

В районном Доме культуры «Дружба» состоялся мастер-класс для медицинских и социальных работников района на темы: «Социально ориентированная ПМСП как современная стратегия здравоохранения Республики Казахстан», «Универсально-прогрессивная модель патронажного сестринского обслуживания», организованный Национальной ассоциацией «Primari Health care» г. Нур-Султан.

По словам и.о. главного врача центральной районной больницы Айгуль Айтбаевой, данное мероприятие проводится в рамках реализации государственной программы развития сферы здравоохранения РК на 2020-2025 годы, а также по инициативе руководства областного управления здравоохранения и направлено на освоение медицинскими и социальными работниками новых усовершенствованных форм работы с населением в новых условиях.
Во вступительной части мероприятия заместитель акима района Асхат Жабагы поблагодарил организаторов мероприятия и пожелал участникам плодотворной работы.
На мастер-класс вместе с председателем Правления Национальной ассоциации «Primari Health care», д.м.н. Розой Абзаловой прибыла большая команда специалистов из городов Нур-Султан и Алматы, которых в ходе мероприятия внимательно слушали участники.
По теме «Социально ориентированные медицинская сестра/медбрат» выступила д.м.н. Роза Абзалова, которая пояснила, что это специалисты, которые, работая под руководством врача, либо самостоятельно, но в тесном сотрудничестве с командой специалистов по медико-социальному обслуживанию, при осуществлении своей деятельности применяет технологии медико-социальной работы с населением.
– Социальная ориентированность медицинской сестры – это целостный взгляд на проблемы здравоохранения и социального положения человека, сообщества, формирование солидарной ответственности у населения за свое здоровье наиболее эффективным способом, через разностороннее развитие личности самой медицинской сестры.
Для осуществления поставленной задачи мы должны работать в команде, чтоб оказать помощь человеку или семье. На сегодня причинами многих заболеваний являются социальные и психологические факторы, т.е. разводы, безработица, безыходность, отсутствие жилья, или же допустим, что все в семье больные, насилие в семье, алкоголики, наркоманы. Все эти факторы напрямую влияют на здоровье человека. В результате чего возникают такие социальные заболевания, как артериальная гипертензия, инфаркт, инсульт, онкозаболевания, сахарный диабет, даже может быть психическое расстройство. Цель нашей команды дать инструменты для качественного выполнения своих обязанностей как работать в междисципинарной команде специалистов, – заметила тренер.
«Как должны взаимодействовать медсестры/ медбратья с пациентами и населением, создать доверительные и гармоничные взаимоотношения?» По мнению тренера, это заботливое и доброжелательное отношение к пациентам: не показывать плохое настроение, не нервничать, не ругаться, не выяснять отношения между собой при пациенте. Быть терпеливым и милосердным, сопровождение пациента во всем и до конца, до завершения. Не обсуждать с пациентами вопросы лечения, заболевания, а также рекомендации врача, построить доверительную беседу с пациентом и расположить его к себе.
Немаловажное значение имеют и бдительность и тактичность по отношению к потребностям пациента, а также уметь правильно консультировать, информировать и контролировать пациентов с получением обратной связи.
Ожидаемые результаты от введения такого новшества, по словам организаторов мероприятия должны быть подготовлены медицинские сестры, социальные работники и врачи по универсально-прогрессивной модели сестринского патронажного обслуживания. Изменяются мировоззрения и подходы у персонала в области патронажного обслуживания населения, эффективное УПМП сестринства, усилится фокус деятельности медицинских сестер и социальных работников на социально-уязвимые категории населения с ростом их профессионализма, улучшатся качества предоставляемых сестринских, социальных и психологических услуг населению через работу мультидисциплинарной команды; разгрузка семейных медицинских сестер в работе с группами риска; информированность населения о наличии патронажных медицинских сестер и социальных работников, их деятельности в организации первичного звена; развиваются партнерские отношения специалистов с семьей для положительного решения ситуации; появится надежда, уверенность и новые ценности семьи для преодоления критической ситуации; и наконец, осознание ответственности и привитие жизненных навыков с учетом индивидуальных жизненных особенностей и потребностей семьи; повышается имидж и авторитет медицинской организации.
Активный интерес слушателей вызвала тема: «Социально ориентированная ПМСП как современная стратегия здравоохранения Республики Казахстан». По этой части мастер-класса выступили: координатор-социальный работник, заведующая социально-психологическим отделением Енбекшиказахской ЦРБ Алматинской области Лаззат Касымова, коодинатор по социально-психологической работе, магистр социальных наук Юсупбек Мусабаев (г. Нур-Султан), семейные медсестры Бота Бакенова, Айдана Тезекбаева (г. Нур-Султан) специалист по психологической работе Жанна Жанабекова (г. Нур-Султан).
ПМСП это сердце здравоохранения, которое обладает огромным потенциалом. Это самая сложная и трудная сфера, но в то же время самая гибкая, способная к изменениям и отзывчивая. Следовательно, она может и должна играть координирующую и интегративную роль в здравоохранении.
Методологической основой социально ориентированной модели ПМСП является целостная модель здоровья человека, рассматривающая здоровье как совокупность таких переменных, как физическое, духовное, социальное и психическое благополучие.
Меняется содержание оказываемой помощи: из узкомедицинского подхода переход к комплексному медико-социальному воздействию с ориентацией на здорового активного человека, на семейный принцип обслуживания с выраженной профилактической направленностью.
Целостный подход в ПМСП – это совокупность медико-социально-психологических и профилактических услуг, направленных на восстановление, поддержание, развитие здоровья населения через удовлетворение его потребностей и нужд для обеспечения социального благополучия и улучшения качества жизни.
Мировой опыт показывает, что для успешного развития ПМСП необходимы такие важные предпосылки, как укрепление первичного звена здравоохранения с ориентацией системы образования на семейную практику и семейный принцип обслуживания, развитие социально ориентированных (человекоориентированных) моделей ПМСП, солидарная ответственность самого человека, семьи, сообщества, работодателя, частных и общественных организаций, государственной системы за профилактику и охрану здоровья, многофункциональность и самостоятельность медицинских сестер – партнеров врачей, комплексная интегрированная медико-социально-психологическая помощь на уровне первичного звена здравоохранения, рациональное, эффективное использование и распределение финансовых ресурсов между первичным и вторичным уровнями оказания медицинской помощи, когда не менее 60% ресурсов направляется на первичный уровень.
Обладают высоким потенциалом социально ориентированные менеджеры, специалисты-управленцы инновационного типа, прошедшие подготовку по оказанию медико-социальной помощи, обладающие знаниями по развитию человеческих ресурсов для обеспечения качественного управления процессом медико-социального обслуживания населения, а также для мобилизации и активизации потенциала социально ориентированных сотрудников, пациента и населения.
Важна и роль социально ориентированного врача, специалиста, которого на базе специальных знаний и навыков по основам оказания медико-социальной помощи населению, реализует данный вид деятельности на практике самостоятельно либо во взаимодействии с социальным работником, психологом и включает в оздоровительный процесс самих пациентов совместно с их близкими и членами ближайшего сообщества. Врач нового типа также побуждает пациентов нести ответственность за свое здоровье, вести здоровый образ жизни, исключить из жизни факторы риска заболеваний через повышение грамотности, информированности и социальную активность.
В новых условиях возрастает и востребованность социально ориентированных медицинских сестер. Они работая под руководством врача, либо самостоятельно, но в тесном сотрудничестве с командой специалистов по медико-социальному обслуживанию, при осуществлении своей деятельности применяют технологии медико-социальной работы с населением.
Социально ориентированное население – это население, реализующее в своей повседневной практике самосохранительное поведение, которое исключает из жизни факторы риска заболеваний, повышает социально-медицинскую грамотность и информированность, овладевает навыками поддержания здоровья и самопомощи, а также пробуждает свою социальную активность через объединение в общественные организации, клубы, проявление творческих и социальных инициатив.
«Что такое универсально-прогрессивная модель патронажного сестринского обслуживания?». Это смешанная модель патронажных посещений на дому для помощи семьям с средним и высоким уровнем неблагополучия, в обеспечении наиболее подходящих ресурсов для детей до пяти лет в плане общего ухода, питания, здоровья, предотвращения последствий социального неблагополучия.
Ожидаемые результаты: командная работа специалистов ПМСП в оказании помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации; ключевая роль социальных работников, патронажных медсестер в выявлении, охвате и оказании помощи социально-неблагополучным семьям и раннем вмешательстве; формирование сознательного родительства, позитивных отношений между родителями и детьми для поддержки здоровой среды в семье; сокращение ненужных медицинских консультаций и уменьшение очередей к врачам; развитие детей в заботливой и безопасной окружающей семейной среде; участие неблагополучных семей в получении услуг социальной защиты, образования и других; снижение случаев насилия, жестокого обращения над детьми; снижение уровня госпитализации, вызванной не преднамеренными и преднамеренными травмами; снижение материнской и детской смертности; наличие социально-творческих проектов, способствующих развитию духовно-нравственного потенциала у детей и взрослых; повышение профессиональной компетенции специалистов социальной сферы.
Что послужит поводом для недовольства пациентов? Это во многом безразличное отношение врача, медсестры, социального работника и психолога к пациенту как к человеку и как к объекту профессиональной деятельности. Нередко непрофессионализм медицинских и немедицинских работников, неграмотность, недружелюбие, неэтичность, грубость и некомпетентность персонала, а также большое количество времени, потраченное на ожидание приема врача, сдачи анализов, проведение процедур и диагностических исследований, частая сменяемость участковых врачей и участковых медсестер могут быть основой для выражения недовольства со стороны населения.
Много нареканий к медперсоналу пациенты предъявляют по таким поводам, как необслуживание вызова на дому или долгое ожидание пациентом врача, медсестры по вызову, вымогательство в явной и скрытой форме (деньги, «материальная благодарность», услуги); очернение одним врачом другого врача, демонстрируя его профессиональную некомпетентность пациенту, выписка лекарственных препаратов на бизнес-основе, недостаток такта и психологической подготовки персонала для решения конфликтных ситуаций, недостаток социальных работников и психологов и их слабая подготовка отражается на количестве конфликтных ситуаций и жалоб, страх руководства и коллектива перед новшествами, неэстетичность помещений (грязные туалеты, мало скамеек, неприглядный дизайн, убогость помещений), неэстетичный внешний вид, неэтичное поведение медработника.
В ходе мастер-класса слушателям на практике были продемонстрированы основные его моменты в виде ситуационных задач и ролевых игр.
В конце мероприятия организаторы отметили неподдельный интерес слушателей к теме мастер-класса и вручили им именные сертификаты.

Фото
Сабита КҮЗЕМБАЕВА

Абылайхан сарсен,
«Новая жизнь»

Таңдаулы материалдар

Close