В программных целях и задачах долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2050 года были озвучены ряд ключевых проблем, стоящих перед страной, решение которых во многом будет определять развитие государства не только на ближайшее время, но и на отдалённую перспективу, а также намечены приоритетные направления и цели, стоящие перед обществом. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для казахстанцев. Развитая страна в XXI веке – это активность, образование и здоровье граждан» отмечено в Стратегии Казахстан-2050.
За повседневными делами не всегда видно и не всегда осознается тот факт, что мы живем в переломный момент развития человеческой цивилизации. Наука и основанные на ней высокие технологии стали основным фактором в трансформации экономических и политических отношений. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях.
Достижение амбициозной цели – вхождение в число тридцати наиболее развитых стран мира к середине нынешнего столетия вполне реальная задача, если при этом успешно проводить политику институциональной и нормативной модернизации страны.
Несмотря на то, что эти вышеназванные факторы, безусловно, являются важными, однако они, как правило, способствуют лишь созданию необходимых условий для возможности реализации планов модернизации страны. Однако их сердцевиной являются расширение и углубление инновационных процессов, т.е. широкое внедрение и использование современных достижений науки, техники, управленческих технологий для успешного осуществления фундаментальных преобразований в первую очередь в сфере экономики. Таким образом, развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования являются одним из решающих факторов реализации стратегии модернизации общества и государства.
С появлением нового поколения компьютеров и Интернета встает вопрос об изменении роли человеческой личности в развитии. Действительно, человек получает по наследству порядка 109 бит информации и за все время жизни мозг человека может усвоить и переработать 109 бит информации, такие же возможности у современных компьютеров.
Путь, по которому люди создают, строят, хранят, передают информацию – радикально изменился. Как следствие этого меняются формы коммуникации, обмена, работы. Все это вызывает много проблем, требующих своего решения. Например, исчезают преимущества старшего поколения как хранителя некоторого жизненного опыта, знания очень быстро устаревают.
По современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию. Эти проблемы не только накладывают дополнительные нагрузки на образование, но и требуют его изменения и совершенствования.
На современном этапе развития казахстанское образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики государства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Сегодня профессионализм становится важнейшим условием оптимального включения человека в трудовую деятельность, своеобразным личностным гарантом занятости, фактором эффективного функционирования национального рынка труда. В этом отношении подготовка высокообразованных и высококвалифицированных кадров для отраслей экономики должна стать одним из ключевых компонентов политики государства на национальном рынке труда.
Исходя из этой задачи, должны строиться прогнозы и программы реформирования сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования эффективной системы непрерывного образования, которая бы отвечала требованиям проводимых реформ, обеспечивала на национальном рынке труда рабочую силу необходимой квалификации. Ведь именно качественное обновление трудовых ресурсов во многом связано с адаптацией работников к новым рыночным реалиям.
В настоящее время основными факторами, определяющими состояние и возможности качества подготовки специалистов, являются материальная база и использование всего спектра инновационных и информационных технологий.
С помощью информационных технологий возможно воспитание патриотизма, укрепление практики трёх языков, взаимообогащение многообразных культур, обсуждение контуров общенациональной идеи, взаимодействия в сферах экономики, государственного управления, культуры, неправительственных организаций.
Безусловно, осуществление системной модернизации Казахстана возможно лишь при успешной реализации стратегии инновационного роста страны. Планомерное и широкое использование научно-технического потенциала казахстанцев, а также дальнейшее его развитие – одно из основных условий для достижения тех качественных изменений, которые необходимо будет провести в стране для того, чтобы войти в число высокодинамично развивающихся государств.
Главный акцент надо делать на развитии умения работать с информацией, формировании стиля мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будут овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира – будь то реклама по телевидению, политические новости или сведения по специальности, анализировать эти факты, сопоставлять их – это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии.
Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. Конечно, можно закрыться от потоков информации и полностью уйти в мир религиозных или чувственных переживаний. Однако отказ от познания окружающего мира означает насилие над основой человеческой сущности.
Таким образом, обеспечение высокого качества образования и подготовки специалистов – это основная задача в области образования, которая позволит нашим гражданам успешно конкурировать на мировых рынках труда.
Абылайхан САРСЕН,
«Новая жизнь»