Basty bet
ЛЮБОВЬ ПО СТРАСТИ
Иногда приходится слышать от современных родителей мнение, что детям надо предоставить самим выбирать себе супругу или супруга, что главное, чтобы брак был «по любви», что «увлечение» есть предпосылка для заключения брака.
За этими словами кроется непонимание сущности духовного состояния падшего челове-чества, наших слабостей, нашей подчиненности злому духу, подверженности страстям и неумению бороться с ними.
«Любовь» – это слово имеет, к сожалению, много совершенно разных понятий, начиная от чисто физиологического понятия языческой древности. Поэтому если в юноше или девушке, как говорят, проявилась «любовь», то надо хорошо разобрать, каковы основы этой «любви».
И хотя заманчиво звучат слова «брак по любви», но в жизни чаше всего эта «любовь» является низменным чувственным влечением, неразборчивым в своих объектах, далеким от глубины чувства с общностью миросозерцания, интересов, взглядов и стремлений. Часто подобные «влечения» бывают следствием неразумия родителей, обильно питающих юношей и девушек мясной пищей, толкающих их на соблазнительные спектакли, позволяющих им читать литературу, граничащую с порнографией, и не заботящихся об их духовном воспитании и развитии в них воздержания. В результате такого воспитания молодежь бывает не в силах бороться с плотью, и первый случайный объект вызывает так называемое чувство любви. И это бывает слепая любовь, т. е. затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе. Одним из них является любовь Наташи Ростовой к красавцу Анатолю в романе «Война и мир» Л. Толстого. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолием. Л. Толстой нарисовал здесь типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни развращенного общества. Поэтому склонность-это не простое настроение: настроения меняются в зависимости от обстоятельств. Склонность-это не упоение чувства, не увлечение по страсти. Страсть чаще всего слепит человека. Ослепленный страстями человек очень сильно идеализирует объект своего поклонения, такое состояние рано или поздно проходит и начинается отрезвление. «Из многих опытов видно, – пишет оптинский старец иеросхимонах Макарий, – что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы». Страсть не может скрепить брак на всю жизнь. Браки, заключенные по одной страсти, непрочны. Страсть, которую часто в наше время по недомыслию называют «любовью», – это не психологический факт, а скорее физиологический или полупсихоло-гический. Это, главным образом, состояние тела, возбуждение тела. При страстной любви любят не человека, а возбуждение чувства, которое он вызывает. Известно, что страстно полюбить можно даже картину, статую. Любят опьянение и человека как почву для опьянения. Все концентрируется здесь в одном желании и еще, пожалуй, в чувстве ревности. В наше время «любовь-страсть» – это самый распростра-ненный наркотик, психический яд. Действие наркотика в организме со временем ослабевает и требует увеличения дозы. То же и страсть. Острота опьянения, по общему закону наркотиков, должна уменьшаться, и тогда так называемая «любовь» гаснет, нужно обновление, замена «любимого» человека. И союз распадается. Вполне очевидно, что на таком чувстве нельзя создать прочную семью. Отсюда понятно, почему старец Илларион Оптинский не одобрял брак по страсти. Он говорил: «Когда страсти утихнут- «любовь» может исчезнуть». И тогда неизбежно наступит период, который обычно называют «разочарованием». Один из супругов тогда начинает тяготиться брачной жизнью, и подчас становится она для него, по его терминологии, «невыносимой». Если он при этом не может жертвовать собой как христианин, то следует «развод» – полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же как и несчастье детей теряющих при этом чаще всего отца. И как следствие несдержанности молодежи, ее самоволия, непослушания родителям, пренебрежения их благословением – налицо несчастные браки и распад семей.
Анатолий Ильченко,
настоятель храма «Серафима Саровского» села Бауыржан Момышулы, иерей